История русских людей в Сибири, разумеется, начинается не с военного похода Ермака. Первые русские появились здесь намного раньше, и появление их было исключительно мирным. Эти первые переселенцы выделились в особую этническую группу и получили называние челдоны (иначе — чалдоны или чолдоны). Их культура заметно отличается от культуры более поздних переселенцев и встречается до сих пор по всей Сибири и даже на Дальнем Востоке.
Кто они и откуда?
Скорее всего, первые русские в Сибири были людьми неприкаянными, жившими охотой, рыбалкой и собирательством. Небольшими группами семей они скитались по лесам Руси и постепенно вышли в Сибирь. Собственно само слово «челдоны» аж до XIX века в жаргоне сибиряков употреблялось в значении «неуёмный, бродячий люд».
Есть предположение, что челдоны — это переселенцы с юга Руси. Якобы пришли они от устья Дона. Собственно, один из вариантов перевода слова «челдон» – «человек с Дона». Или иначе – «прибывший на ЧЕЛнах с ДОНа». Но это объяснение среди учёных считается маловероятным, потому что кроме такой вот сомнительной этимологии оно ничем больше не подтверждается.
Есть гипотеза о том, что челдоны происходят из ушкуйников — речных пиратов, промышлявших торговлей, грабежом и охотой на Волге и Каме. Эта гипотеза считается куда более вероятной. Но правда в том, что достоверных сведений о том, откуда в Сибирь пришли челдоны, нет.
Никто не может точно сказать и время, когда челдоны пришли в Сибирь. Правда, немного свет на это проливает их характерный говор. Исследователи обнаружили, что в среде челдонов в ходу, например, слово «комони» (кони), которое встречается ещё в «Слове о полку Игореве», но полностью утрачено в других русских этнических группах. То есть, скорее всего, челдоны ушли в Сибирь ещё до монгольского нашествия на Русь.
Менталитет челдонов
На то, что челдоны выделились из остальных русских до пришествия монголов, указывают и их нравы. Во время монгольского ига в культуре Руси сложилось почитание центральной власти и преданность людей лично сильному лидеру – князю (в последствии — царю). Домонгольской Руси свойственен больший уклон в общинность. Это и наблюдается в нравах челдонов. Они привыкли считать себя вольными, а интересы своей общины ставят превыше всего.
В поведении челдонов отмечают обычно добросовестность, медлительность, упрямство, независимость, добродушие и необычайную чистоплотность. Когда-то была широко распространена поговорка: «Крыльцо блестит — чалдоны живут».
Обычаи и традиции челдонов
Несомненно, первые русские переселенцы в Сибирь были крещёнными христианами. Но в их веровании много языческих элементов, которые сохранились с древних времён (или их переняли у коренных народов). Например, место для икон в избе, которое у славян обычно называлось «красный угол», челдоны называли «божница». Это, возможно, память о тех временах, когда в углу избы стояли статуэтки божков. А уронить икону до сих пор в среде челдонов считается страшно плохой приметой (как в языческой древности: уронить статуэтку — значит обидеть божка).
Избы челдонов разделены на мужскую и женскую половины. Только женщина могла готовить еду, лекарственные травы, мыть посуду и прибираться в доме. Мужчине трогать кухонную утварь — значит осквернить её. Поэтому, если мужчина заходил на кухню, женщины его выгоняли оттуда со скандалом и руганью. Женщине в свою очередь запрещалось трогать инструменты в мастерской. Крайне редко, но этот обычай соблюдается до сих пор.
Челдоны же принесли в Сибирь традицию строить заимки, которую впоследствии переняли от них коренные народы. Заимка — это примитивное сооружение, близкое по устройству к землянке или шалашу, которое строили в лесной глуши (как правило у берега реки). В них жили во время промысла. Уходя, оставляли в заимке немного еды, средства для разведения огня, тёплой одежды и посуды. Это всё предназначалось для других охотников, рыболовов или просто заблудившихся путников.
Ещё одна характерная челдонская традиция — пить чай «вёдрами». Каждое воскресенье они ставили ведерный самовар и подолгу пили чай всей семьёй. За это более поздние переселенцы дали челдонам прозвище «сибирские водохлёбы».
Ещё в середине XX века в Сибири встречались целые челдонские сёла. Но теперь челдоны — это очень малочисленная этническая группа. Однако трудно переоценить её влияние на нашу культуру. Ведь многие сибиряки, читая о культуре челдонов, даже сегодня во многом узнают самих себя.
Использованы материалы сайтов:
https://urb-a.livejournal.com