Великий сибирский путь или Транссибирская магистраль – один из самых масштабных государственных проектов в мире. Магистраль воедино объединила огромные территории России, ускорила освоение и модернизацию Сибири, стала спасительной для страны во времена Великой Отечественной войны.
И сегодня Транссибирская магистраль является основной транспортной артерией страны, по которой ежегодно проезжают через Сибирь с запада на восток миллионы пассажирских и грузовых составов.
81 % Транссибирской магистрали приходится на территорию Азии. Именно освоение Азиатской части России – Сибири, Дальнего востока, быстрая транспортировка грузов и пассажиров была основной изначальной целью запуска столь грандиозного проекта. До этого Сибирский тракт был просто невообразимой по протяжённости и сложности дорогой. Путь через Сибирь от Москвы до Архангельска мог достигать нескольких месяцев.
Всё начало меняться в конце XIX века, когда Александром III был издан указ о закладке Великого сибирского пути. С тех пор и по сей день идёт строительство и модернизация этой железной дороги.
Транссибирская магистраль в цифрах:
– Протяжённость дороги: 9288 км
– Через 19 регионов страны проходит дорога
– 6 суток 10 минут в пути скорый пассажирский поезд Москва-
Владивосток
– Пропускная способность магистрали в год: 100 000 000 тонн грузов
Начало строительства
Первую тачку земли в строительстве магистрали заложил Николай II, 31 мая 1891 года, став последователем указа своего отца.
На тот момент реализация проекта казалась чем-то фантастическим. Дорога должна была пролегать через леса. болота, озёра, горы. Это требовало огромного инженерно-изыскательского ума, невероятных финансовых вложений. По первым подсчётам магистраль должна была обойтись в 350 млн. золотых рублей.
Дорогу начали строить с двух сторон – Челябинска и Владивостока. В реализации проекта участвовали 90 тысяч человек, чего оказалось очень мало для подобных масштабов. Удивительно, но столь грандиозная стройка осуществлялась с помощью примитивных инструментов: кирки, лопаты, кайла, тачки. Тем не менее, не смотря на все преграды, дорога строилась быстрыми темпами, примерно по 500 км в год.
Пути были соеденины в 1901 году, однако движение по дороге началось лишь в 1903 году. На тот момент Транссибирская магистраль ещё не захватывала байкальскую часть.
Самый красивый участок Транссибирской магистрали
Охватить территорию Байкала, тем самым сделать движение по Транссибу непрерывным, было самой сложной задачей при строительстве магистрали. Чтобы проложить дорогу, в одних местах убирали горную породу, в других делали огромные насыпи, пробивали тоннели через горы.
В итоге получился самый красивый участок Транссибирской магистрали, проходящий вдоль великолепного озера Байкал.
В наше время многие туристы из России и заграницы специально путешествуют на поезде, чтобы увидеть великолепие окружающей природы и масштаб строительства, которое проходило в этих местах больше 100 лет назад.
«Окончание» строительства магистрали
Финалом в строительстве магистрали принято считать возведение в 1916 году Амурского моста – одного из самых длинных железнодорожных мостов в России. Безусловно на этом история создания Транссибирской магистрали не окончилась, впереди ждало ещё множество модернизаций и перемен.
Транссибирская магистраль после Царской России
Магистраль сильно пострадала во времена Первой мировой и гражданской войны. Поэтому одной из приоритетных задач перед новой властью была реконструкция и совершенствование Транссиба.
Активно ремонтировались пути, вводились в эксплуатацию новые паровозы. Такое решение стало чуть ли не спасительным во времена Великой Отечественной войны.
Транссибирская магистраль в Великую Отечественную войну
Для России, вступившей во Вторую Мировую войну, Транссибирская магистраль стала дорогой жизни. По ней в Сибирь отправлялись эвакуированные заводы, университеты, учёные. На фронт оперативно поступала провизия, техника, патроны. В случае негативного для Советского Союза исхода в битвах за Москву, Транссиб стал бы единственным оперативным путём отступления от стремительно наступающей фашистской армии.
Будет совершенно справедливо отметить, что Транссибирская магистраль стала весомой поддержкой в Великой Победе.
Современная история Транссибирской магистрали
Даже спустя более 100 лет с момента завершения строительства магистрали работы по её совершенствованию не прекращаются. Например, полная электрофикация путей была завершена в 2002 году. Постоянно идёт внедрение новых технологий организации перевозок. Даже при современном развитом самолётном сообщении Транссиб остаётся основной транспортной артерией страны.
Ускорение перемещения по магистрали – вот к чему стоит стремиться железнодорожникам сегодня. Представляете, если по земле путь из Москвы до Сибири будет занимать несколько часов, как это скажется на развитии нашей страны.
Новосибирск – центр Транссибирской магистрали
В Новосибирске находится самый крупный сортировочный центр магистрали, обрабатывающий более 22000 поездов в день!
Самый большой вокзал магистрали, вмещает почти 4000 пассажиров.
В Новосибирске же находятся самый большой железнодорожный музей страны – Музей железнодорожной техники имени Н.А. Акулинина
и один из самых больших железнодорожных университетов – Сибирский государственный университет путей и сообщений.
Интересно, что ещё до строительства магистрали центром Сибири был город Томск, он же был и столицей губернии. С появлением Транссиба всё стремительно поменялось и Новосибирск стал одним из основных торговых городов страны, при этом самым быстрорастущим.
Коротко о значении Транссиба для России:
- Начало интенсивного развития Сибири и Дальнего Востока
- Создание надёжного тыла в Сибири во времена Великой Отечественной войны
- Создание быстрого пути транспортировки полезных ископаемых из Сибири
- Создание быстрого и комфортного пути путешествия по России
Использованы материалы с сайтов:
www.kp.ru/best/msk/transib2016/
baikal-tankhoy.ru/transsib
vk.com/sib_traverse
kulturologia.ru/blogs/061016/31663/
s16.stc.all.kpcdn.net
itd0.mycdn.me
itd1.mycdn.me
Обложка статьи: yandex.by/collections/user/luda-yackowlewa2014/