Змеиногорская «Чугунка» – прародительница российских железных дорог

308

За 30 лет до появления железной дороги в России, горный инженер Фролов Пётр Козьмич нашёл способ ускорить транспортировку руды на сереброплавильный завод. Была создана чугунно-рельсовая дорога с конной тягой, или Змеиногорская «Чугунка».

 

Первая во всём мире

Дорога находилась в Алтайском горном округе, ныне Алтайском крае. Построенная в 1809 году она соединяла Змеиногорский рудник и Корбалихинский сереброплавильного завод. В то время таких конструкций не было не то что в России, но и во всём мире.

Модель Змеиногорской «чугунки». Расположена в музеи города Змеиногорска, Алтайский край.

На пути всего в 1,8 км применили практически все известные сегодня железнодорожные сооружения: мост через реку высотой 11 метров, постепенно снижающийся виадук, выемки глубиной до 5-и метров.

Подобным образом преодолевать сложные рельефы местности за рубежом научились лишь спустя десятилетие.

Интересный факт: Считается, что Змеиногорская «чугунка» – это первая в мире надземная магистраль.

Конструкция дорожного полотна

Чугунные рельсы, длина которых составляла 1,8 метров, отливались в Томске и Змеиногорске. Устанавливали их на земельное полотно и соединяли с поперечинами 4-я литыми гвоздями. Расстояние между рельсами составляло 1067 мм.

Кусок чугунной рельсы и колеса вагонетки. Музей в городе Змеиногорске, Алтайский край.

Для перехода на примыкающие ветки использовался специальный поворотный круг, который приводился в движение лошадью. Вагонетки также приводились в движение запряжённой в них одной лошадью.

Змеиногорская «чугунка» увеличила эффективность перевозок руды в 25 раз

Кроме самой чугунной дороги Петром Фроловым был разработан график движения составов и оптимальный размер грузов. «Поезд» должен был делать круг за 1 час 29 минут.

Чугунно-рельсовая дорога на лошадиной тяге. Вырезка из газеты.

Использование «чугунки» в сочетании с выстроенным процессом транспортировки, значительно повышало производительность перевозок. 500 пудов (примерно 8 тонн) по обычной дороге могло перемещать 25 лошадей, а по чугунной-рельсовой дороге достаточно было одной.

Также Петром Козьмичом были разработаны два других проекта подобных магистралей. Ещё один на Алтае, протяжённостью 40 км, и в Воронежской области — 146 км. Но ни та, ни другая не были построены.

Дорога проработала примерно 25 лет. После смерти Фролова её ремонт и обслуживание перестали контролироваться, что привело «чугунку» в упадок, а к 1945 году она была и вовсе разрушена.

Мемориальный камень на месте, где располагалась Змеиногорская «чугунка»

Фролов Пётр Козьмич – один из «отцов» железнодорожного дела

Портрет Петра Козьмича Фролова

Пётр Козьмич (1775-1839) – инженер, изобретатель, государственный деятель. Все заслуги Петра Фролова сложно перечесть. Это и организация горнозаводского дела на Алтае и в целом развитие Алтайского горного округа.

По достижениям в области железнодорожного дела Фролова Петра Козьмича сравнивают с знаменитым английским инженером-механиком Джорджем Стефенсоном.

Англичанин создал и протестировал первый паровоз. Также Стефенсон долгое время разрабатывал технологию адаптации железнодорожных путей к рельефу местности.   Фролов же адаптировал свою чугунно-рельсовую дорогу под горный ландшафт ещё за десятилетие до всемирно известного изобретателя.

Также Пётр Козьмич занимался рационализацией и автоматизацией производства на заводах в различных уголках страны. Благодаря инновациям Фролова значительно увеличивались объёмы выпуска продукции и снижались трудозатраты.

В 1831 году Пётр Козьмич уехал в Петербург, где был произведён в Тайные советники и занимался делами особой государственной важности.

Змеиногорская «Чугунка» – это очередной пример, свидетельствующий о пытливом уме российских изобретателей и универсальности использования такого металла, как чугун.


Использованы материалы с сайтов: