Рождённый летать — Александр Покрышкин

582

Сибирская земля рождает людей, дела которых влияют на весь ход мировой истории. Одним из таких людей стал Александр Иванович Покрышкин, лётчик-ас, маршал авиации СССР.

 

Мальчик и самолёт

Родился Александр Иванович 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне — Новосибирск) в семье каменщика. Родители его приехали сюда с Вятки. Так что Александр Иванович относится к первому поколению Покрышкиных, родившихся в Сибири.

Таланты Александра Ивановича начали проявляться ещё в детстве. Окружающие отмечали его светлый ум и любознательность. В школу Покрышкин поступил сразу во второй класс. После третьего класса его перевели сразу в пятый. После седьмого класса он поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

Такие успехи — результат необычайной силы воли. Покрышкин делал всё только ради того, чтобы поскорее попасть в авиацию.

Стать лётчиком он мечтал с 10-летнего возраста, когда в СССР было основано Общество друзей воздушного флота. Однажды в Новониколаевске приземлился агитационный самолёт общества — «Юнкерс», который был куплен на добровольные пожертвования сибиряков. Маленький Покрышкин смог подойти и вблизи рассмотреть эту машину. Она так впечатлила его, что без авиации своего будущего он уже не представлял.

Трудный путь к мечте

Учась в ФЗУ, Покрышкин постоянно пишет в разные авиационные училища, чтобы они приняли его на обучение. Но положительного результата это не принесло.

Александр Иванович окончил ФЗУ по специальности слесаря-лекальщика, потом поступил в Институт сельскохозяйственного машиностроения. Окончив его, он пошёл работать на завод «Сибкомбинатстрой» слесарем-инструментальщиком.

Вскоре Покрышкин пришёл к выводу, что так он своей мечты никогда не достигнет, и в 1932 году ушёл в Красную Армию. Там он в качестве добровольца был направлен в пермскую авиационную школу. Но когда он уже прибыл на обучение, оказалось, что это не лётная школа, а авиационно-техническая.

Окончил он её в 1933 году и отправился служить техником на Северный Кавказ. Ещё через 2 года он попадает в авиационную часть в Краснодаре. Он писал рапорты командованию, чтобы его направили учиться на лётчика. Но командование не хотело терять толкового техника, и Покрышкину отказывали. Поэтому он стал обучаться пилотированию самостоятельно в тайне от начальства в Краснодарском аэроклубе.

Так фактически украдкой он окончил полный курс гражданского пилотирования. Это заняло у Покрышкина всего 17 дней, хотя курс рассчитан на целый год. Такое рвение было замечено командованием, и Александра Ивановича отправили учиться в Краснознамённую авиационную школу имени Мясникова. Покрышкин окончил его с отличием.

Покрышкин на войне

Когда началась Великая Отечественная война, Покрышкин был уже заместителем командира эскадрильи Южного фронта. Аэродром, на котором он служил, был одной из самых первых целей, которую атаковали фашисты в первый день войны.

Первый воздушный бой Покрышкина можно описать поговоркой — первый блин комом. Единственным самолётом, который он сбил, оказался… советский Су-2. Александр Иванович позже объяснил случившееся в своей автобиографии: тогда это была ещё совсем новая модель, и он ранее таких самолётов просто не видел, поэтому принял «сушку» за немца.

На пятый день войны на счету Покрышкина появился первый сбитый немецкий истребитель — MesserschmittBf.109. Ещё через неделю Александр Иванович сбил ещё один самолёт, но был подбит вражеской зениткой и вынужден был совершить аварийную посадку на вражеской территории. Пробирался к своим через линию фронта Покрышкин четыре дня.

Это не единственный раз, когда смерть буквально дышала в спину Александру Ивановичу. Однажды кабину самолёта прошило насквозь пулемётной очередью. Пуля порвала ремень, которым был пристёгнут Покрышкин, отрикошетила от стенки кабины и оцарапала ему подбородок. Но каждый раз ему удавалось выжить, и он снова и снова бросался в бой. Врага Покрышкин бил яростно и умело.

Командир Покрышкин

Покрышкин никогда не был просто исполнителем приказа командования. Первые недели войны показали все недостатки советской авиации, и Александру Ивановичу было очень обидно за это. И тут проявилась его любознательность. После каждого боя он в деталях записывал ход сражения в блокнот и потом тщательно анализировал.

По итогам анализа он приходил к каким-то выводам, которые старался донести до командования. Не все командиры были рады советам простого лётчика, и однажды это даже привело к конфликту с командиром полка. За этот конфликт Покрышкина исключили из партии и завели дело. За Александра Ивановича заступился комиссар полка: дело закрыли, Покрышкина восстановили в должности и в партии.

Вскоре Покрышкин сам стал командиром и смог воплотить свои идеи в жизнь. С марта 1944 года он командовал полком и показал себя отличным руководителем. Тактики, которые он вводил, давали непревзойдённый эффект.

После войны Покрышкина отправили учиться в Военную академию и потом дали звание генерал-майора. Долгое время Александр Иванович командовал войсками ПВО, а в 1972 году  стал маршалом авиации.

Достижения Покрышкина

— Второй результат по количеству сбитых противников за Вторую мировую войну среди лётчиков всей антигитлеровской коалиции (первый результат — у Ивана Кожедуба)

— Стал первым, кто трижды удостаивался звания Герой Советского Союза.

— 13 орденов, 19 медалей (не считая 3 медали «Герой Советского Союза»), 8 наград иностранных государств, медаль Кемеровской области «За честь и мужество»

По всему постсоветскому пространству установлены памятники Покрышкину, его именем названы разные учреждения и улицы. Только в Новосибирске имя Покрышкина носят: учебный авиационный центр, училище, техникум, станция метро, улица, кадетский корпус и аллея. Улица Покрышкина есть в Новокузнецке.

Бюст Покрышкину в Новосибирске на Красном проспекте

Масштаб личности Александра Ивановича Покрышкина трудно переоценить. Он внёс неоценимый вклад в развитие военного дела в нашей стране. Такими земляками гордится вся Сибирь!


Использованы материалы сайтов:
http://www.warheroes.ru
http://dosaafnso.ru
http://ordenrf.ru